BDSM без романтики

Истинное знание - знание причин.
(Г. Галилей)

Все попытки изучения BDSM "со стороны" наталкиваются на малое знакомство с предметом и предвзятость исследователей, напуганных жупелом "ужасающих извращений". Таким образом, исследования истоков явления не отражают даже основных его принципов - и, кроме того, полны противоречий в использовании специальной терминологии. Я попытаюсь изложить здесь свой взгляд на причины возникновения BDSM, основанный на трудах серьёзных биологов и психологов, в котором буду придерживаться общепринятых на сегодняшний день в BDSM терминов.

Хотелось бы подчеркнуть, что дальше речь пойдёт исключительно об отношениях, в которых стороны придерживаются принципов добровольности, безопасности и здравомыслия. Более того, предполагается, что Вы, читающий эту статью, уже ознакомились с основными понятиями BDSM хотя бы по словарю, и при слове "садист" Вы уже не представляете себе ухмыляющегося Чикатило над свеженьким окровавленным трупом...

...Но даже люди, более или менее ориентирующиеся в практике BDSM-движения, не всегда понимают, в чём причины его возникновения. Клеймо "извращение" иногда довлеет не только над сознанием неграмотного обывателя, но и среди последователей движения. Именно им и посвящена данная статья.

Генетические корни MaleDom/femsub

 

Вступление об инстинктах

Человек приобрёл свой современный облик и стал по-настоящему разумным только 30-40 тыс. лет назад, и лишь около 5 тыс. лет длится историческая эпоха. Между тем, эволюция приматов начиналась где-то в третичном периоде, около 20-30 млн. лет назад, и именно тогда стали формироваться их видовые признаки: внешнее и внутреннее морфологическое строение и безусловные рефлексы, - т.е. инстинкты. Разумеется, современный человек, как существо разумное, стремится уменьшить роль инстинктов и заменить их разумом, но за столь короткие эволюционные промежутки времени инстинкты не могут исчезнуть - они формируются естественным отбором медленно и постепенно, как и морфологические признаки, и исчезают столь же медленно. Так что инстинкты не спрашивают, может ли человек без них обойтись. Они просто включаются, когда сочтут нужным. Нелогичная и необъяснимая с рассудочных позиций инстинктивная мотивация очень логична и объяснима в первобытной системе координат, и была целесообразна в первобытные времена. Однако в современной обстановке реализуемое инстинктами поведение не всегда адекватно.

Сексуальная притягательность мужчины определяется для женщины, наряду с различными рассудочными параметрами, в том числе и параметрами инстинктивными. Инстинкты, или безусловные рефлексы, гнездятся в подсознании, и рассудком человек их не осознаёт, - они же при этом управляют его сознанием через эмоции. "Любовь зла, полюбишь и козла" - прелестное описание встречающейся противоречивости рассудочных и инстинктивных (читай - эмоциональных) параметров сексуального отбора.

Нервные структуры, реализующие инстинкты, возникли в глубочайшей древности, рассуждать и что-то анализировать - для них непосильная задача. Они срабатывают при совпадении заложенного в инстинкт схематичного шаблона с некими внешними сигнальными признаками, которые могут случайно походить на реально требуемые. Однако, имея свободный и прямой доступ к эмоциональным центрам мозга, инстинкты способны вызвать ОЩУЩЕНИЕ своей правоты в чем угодно.

 

Немного о вожаках, иерархической структуре стада, и обычаях птиц

Что же диктуют нам инстинкты?
Какой шаблон в них заложен?
...Зоологи утверждают, что любое животное стадо имеет среди самцов жёсткую иерархическую структуру. Самый главный самец, вожак стада, имеющий наивысший ранг в стаде, получил у них звание "альфы", стоящие на следующей ступени доминирования - "беты", и так далее по всему алфавиту вплоть до подвергающихся остракизму "омег", которые не только вынуждены всем подчиняться, но и лучших кусочков не получают, да и к пище подходят последними. Любопытно, что и с сексом у них та же картина: исследования, проведённые в стадах морских котиков, показали, что 1/6 всех самцов оплодотворяют 5/6 всех самок, остальные вынуждены делать вид, что не очень-то и надо... Причём подобное явление типично для всех стадных животных.

Однако, если с пищей всё довольно просто и понятно: отобрал альфа у омеги кусочек, кусочек же не возразит! - то самка - это всё-таки не кусочек пищи, могла бы и возразить, правда? Ан нет: исследования показали, что альфам вовсе не приходится заставлять самок, или каким-либо образом принуждать их к сексу. Наоборот, самки в животном мире стремятся быть оплодотворёнными именно ими, наиболее высокоранговыми самцами. Среди самок животных, живущих парами, особенно среди птиц, даже распространена привычка оплодотворяться до образования пары (семьи), а бывает, что и после - но от другого самца (причём нередко на виду у "законного мужа"). То есть пара образуется как бы для ведения хозяйства, а оплодотворение нередко происходит по вполне стадным законам.

Это явление имеет под собой глубокую основу, - с точки зрения естественного отбора самцу свойственно стремиться оставлять свои гены неразборчиво, наибольшему количеству самок, которые только подпустят к себе. На самок же ложится задача отбора и сохранения наилучших генов: в силу того, что их способность к деторождению ограничена, им приходится заботиться о "качестве поставок". Это происходит на неосознаваемом уровне - тем, что самке инстинктивно нравится именно тот, наиболее целесообразный с общебиологической точки зрения, производитель. Какой же производитель наиболее целесообразен с общебиологической точки зрения?

Наиболее сильный? Да, конечно: но вдруг он окажется глуп?

Наиболее умный? Верно: но вдруг ему потребуется сила?

Отбор "наилучшего" животными, не имеющими разума, должен бы производиться по какому-то очень простому и однозначному признаку, тяготение к которому закрепилось бы в инстинктах самок. Такой признак есть: это ранг самца в стадной иерархии. Уж если этот самец имеет высокий ранг в стаде - то, надо понимать, что сочетание его ума, силы и прочих качеств оптимально, и его гены стоят того, чтобы их сохранять...

 

Наконец-то о людях... которые тоже подвержены инстинктам

Нелепо было бы загонять человека со всем многообразием его чувств, желаний и возможностей в жёсткие прокрустовы рамки слепого подчинения инстинктам. Конечно, человеческая любовь, человеческие взаимоотношения не определяются только инстинктами - прежде всего роль играют культурные ценности, уважение и доверие... Но влияние инстинктов человек отменить не в силах, и с этим приходится считаться. Вышеописанный механизм включения эмоциональной притягательности работает, причём у людей с сильно развитыми инстинктами иногда даже определяет поведение. И не было бы в этом ничего плохого, если бы не одно "но": инстинкт глуп.

Не зря ведь господствующее положение в природе занял человек - существо слабое, когтями и зубами не оснащённое, к борьбе не приспособленное. Только за счёт того, что инстинкты уже не определяют поведение человека целиком, а часто и вообще нисколько не определяют, - только за счёт использования разума человек стал властвовать над остальными живыми существами.

...Однако инстинкты остались. И любовь и секс определяются ими всё ещё в немалой степени, как понятия, построенные прежде всего на эмоциях, а не на рассудке. Довольно часто - глупейшим с точки зрения рассудка образом - женщина совершенно не воспринимает как сексуального партнёра умного, культурного и воспитанного мужчину, чей визуальный ранг определяется ею как "омега". И наоборот: иной раз женщина сама удивляется, - ну что она нашла в этом тупом, грубом, грязном типе?! И, тем не менее, остаётся с ним надолго, если не навсегда, - если подсознательно он воспринимается ею как "альфа".

Тут необходимо добавить, что тупой инстинкт не всегда в состоянии оценить реальный ранг, он пользуется более простыми, визуальными признаками, в силу чего нередко ошибается. В общем случае визуальными признаками высокого ранга являются властные интонации, внутренняя уверенность в поведении, открытый взгляд (под которым особи с более низким рангом инстинктивно опускают взгляд - генетическая особенность приматов). Но иногда за свидетельство высокого ранга инстинкт может принять элементарное пренебрежение к установленным общественным нормам, наглость и эгоизм; и наоборот - мягкость, свидетельствующая о высокой культуре, может быть истолкована как признак низкого ранга.

 

Как это всё отражается в D/s

С естественнонаучной точки зрения, неформализованные отношения MaleDom/femsub являются очень распространёнными, чуть ли не предопределёнными среди людей с высоким уровнем подчинённости инстинктам. Формализация же отношений, т.е. вступление в тематические отношения D/s, только усиливает влияние инстинкта: мужчина-Dom не обязательно обладает высоким реальным ранговым потенциалом, но уж визуальный ранговый потенциал у него по большей части всегда на высоте, ведь это входит в условия игры. И женщина с сильным влиянием инстинктов эмоционально реагирует на такого мужчину даже в том случае, если рассудочно не считает его подходящим партнёром. Правда, оговоримся, что для этого существенно необходимо, чтобы инстинкт женщины определял визуальный ранг партнёра как более высокий, чем у самой женщины. И тут опять велико влияние тематических D/s отношений: ритуалы, в них входящие, направлены, наряду с повышением ранга Дома, также и на понижение визуального ранга саба. Этим, собственно, и объясняется иногда отмечаемая более высокая устойчивость D/s-союзов по сравнению со среднестатистическими...

 

 

Физиологические корни SМ

 

Биохимические процессы в организме
Наряду с адреналином, заставляющим сердце биться быстрее, в моменты воздействия стрессовых факторов в организм человекообразных производится выброс эндорфинов, иначе называемых "гормонами счастья".

Механизм действия эндорфинов сходен с механизмом действия наркотиков: они блокируют опиатные рецепторы нейронов головного мозга, которые отвечают за ощущения боли, голода, жажды и пр. Таким образом, человек, находящийся под воздействием эндорфинов, некоторые неприятные воздействия ощутить не может в принципе - поскольку блокированы соответствующие рецепторы нервных клеток.

Эндорфины - это "собственный опий" организма, гормоны с анальгезирующим действием, подобные морфину и другим наркотическим препаратам. Наиболее высокая связывающая способность была обнаружена в нервных окончаниях среднего мозга и таламуса, проводящих болевые сигналы, и в миндалевидном теле, которое участвует в формировании ощущения хорошего самочувствия. Первыми из эндорфинов были исследованы и описаны энкефалины. Так же, как опиаты, энкефалины тормозят нейрональную активность путем снижения проводимости для ионов Na+ оказывая прямое влияние на натриевые каналы. Особый интерес к этим соединениям связан с надеждой найти анальгетики, к которым не возникает привыкания.

Разумеется, "эндорфиново-адреналиновая атака" не может произойти мгновенно, - в среднем требуется около 20 минут, чтобы выделившиеся эндорфины достигли нервных окончаний, и те оказались блокированы. В течение этого времени дыхание становится глубже, сердцебиение чаще, и наступает состояние психологического возбуждения на фоне уменьшения чувствительности к боли и вообще негативным воздействиям. Начинают действовать "гормоны счастья".

Именно они, эти гормоны, определяют удовольствие от спортивных состязаний, азарта погони и упоения схваткой. Некоторыми исследователями отмечается, что, например, привычка к тренировкам с высокими нагрузками в тренажёрных залах нередко вызывает зависимость, сравнимую с наркотической. Принципиальным отличием является лишь то, что эндорфины - это продукт естественной внутренней жизнедеятельности организма, а значит, "ломки" (которые, по отзывам многих спортсменов, действительно имеют место в случае резкого прекращения тренировок) имеют исключительно психологическую природу.

Физиологические предпосылки мазохизма
Именно этот биохимический механизм является физиологической основой мазохизма. Можно сказать, что мазохизм - род наркомании, однако наименее вредоносный. В нашей цивилизации, ориентированной на удобство и комфорт (а возраст нашей цивилизации ничтожен по сравнению с возрастом образования этого механизма), человек редко испытывает влияние стрессовых факторов, сопряжённых с большими физическими нагрузками и болью. В то же время механизм, вызывающий удовольствие, сравнимое с наркотическим, от воздействия такого рода стрессов, по-прежнему действует, и будет действовать ещё долго: изменения биохимии организма - процесс, длительность которого измеряется миллионами лет.

Альпинист, испытывающий небывалый восторг, поднявшись на недоступный пик; парашютист, шагнувший в бездну из самолёта, и защищённый всего лишь слабым куполом парашюта; культурист, раз за разом поднимающий всё более тяжёлый вес, - все они в пиковые моменты своей деятельности защищены эндорфинами.

Аналогичный механизм защиты и удовольствия действует и в мазохизме. После того, как болевые воздействия прекращены (а часто и во время того - если длительность воздействия превышает 20 минут) вступает в действие опьянение эндорфинами, вызывающее тот самый необъяснимый восторг, счастье, эйфорию - в общем, все те сильные чувства, ради которых, собственно, и проводится садомазохистский сеанс. Можно сказать, что генетически почти все люди в той или иной степени мазохисты, - точно так же, как почти все люди в той или иной степени обладают музыкальным слухом. Вопрос только - в какой именно степени? "Абсолютный" мазохизм, врождённый, в котором нет ничего от воспитания, встречается так же редко, как и абсолютный музыкальный слух. Но иметь музыкальный слух - это престижно, музыке стараются учить с пелёнок, - и, тем не менее, много ли музыкантов в процентном отношении к обычным людям? Понятно, что людей, лелеющих свои мазохистские наклонности, будет в процентном отношении ещё меньше, - однако задатки садомазохизма есть практически у всех. Так говорит биохимия.

 

 

 

Психологические корни BDSM

 

Основной психологический конфликт личности
Вслед за Фрейдом психологи всего мира считают, что один из самых основополагающих внутренних конфликтов человека берёт своё начало в младенческом возрасте. Впрочем, для того, чтобы это сообразить, нет необходимости быть психологом: представьте себе ужас только что родившегося маленького беспомощного существа! Даже в наиболее благоприятном случае из тепла и защищённости полного слияния с матерью ребёнок всё равно попадает во враждебный мир, где приходится дышать самостоятельно, где для получения еды нужно прилагать какие-то усилия, и где воздух постоянно сушит кожу в кошмарном разбросе температур от 23 до 25 градусов Цельсия!

Немудрено, что как только этот маленький комочек осознаёт себя отдельным существом, тут же у него возникает желание стать не-отдельным. Если можно захотеть поднять руку - и она поднимется, то почему же нельзя захотеть, чтобы мама пришла - и она бы пришла? Почему для этого приходится кричать и плакать, и всё равно всё это результата вовсе не гарантирует: если услышит, то придёт, а если не услышит? Если в гости ушла? Папа или бабушка с резиновой соской в руках - это жалкая замена, убрать! Вернуть маму! - А мамы нет...

В современной психологии Фрейд в этом отношении проделал работу первооткрывателя. Его исходное предположение заключалось в том, что основной конфликт - это конфликт между нашими инстинктивными влечениями, с одной стороны, и налагающим запреты окружением - с другой. Ребёнок вынужден приспосабливаться к окружению. Искать замену тому ощущению общности с матерью и со всем окружающим миром, к которому он стремится: вместо безусловного "хочу, чтобы мама подчинялась мне, как моя рука" довольствоваться тем, что мама возьмёт на руки и приласкает. Вместо категоричного "хочу, чтобы температура воздуха снаружи была всегда подходящей" довольствоваться тем, что его одевают соответственно сезону...

Конечно, ребёнок младенческого возраста вряд ли мыслит именно так, - однако всем родителям знаком детский гнев на стул, оказавшийся на пути, или на другие проявления автономии внешнего мира. Ребёнок стремится к слиянию с миром - но всё больше вынужден осознавать свою отдельность. К сожалению, современная культура, основанная на принципах индивидуального соперничества, этот конфликт только углубляет. В более старшем возрасте, стремясь к дружбе и взаимопониманию с другими людьми, ребёнок вновь понимает, что абсолютное слияние - невозможно. Тот же самый Вовка, лучший друг, с которым делились последней карамелькой, вдруг начинает абсурдно радоваться из-за того, что сам пробежал стометровку быстрее, - хотя лучший друг должен бы печалиться, что ты был только вторым...

Что уж говорить о взрослых! В современной цивилизации превосходство одного почти автоматически означает неудачу для другого. Соперничеством (и потенциальной враждебностью, которая ему сопутствует) проникнуты все человеческие отношения. Соперничество присутствует в отношениях мужчин с мужчинами, женщин с женщинами, и крайне ухудшает возможности прочной дружбы. Оно же нарушает отношения между мужчинами и женщинами - даже выбор партнёра оборачивается борьбой с ним за превосходство. Это приводит к тому, что человек в психологическом плане чувствует себя изолированным. Даже когда у него много друзей и он счастлив в браке, эмоционально он всё же изолирован. Такую изоляцию трудно выносить любому человеку, однако она становится бедствием, когда совпадает с мрачными предчувствиями и опасениями на свой счёт. Такая ситуация уже характеризуется как невроз. Но даже нормальный во всех отношениях человек всегда стоит перед дилеммой, суть которой в огромной потребности в любви и привязанности, с одной стороны, и трудности их достижения - с другой.

Комплекс неполноценности
Альфред Адлер, ученик и постоянный оппонент Фрейда, ввёл в обращение термин "комплекс неполноценности" для описания отголосков того чувства, которое охватывает ребёнка при столкновении с миром взрослых. В возрасте 1,5-2 лет, когда ребёнок учится сравнивать, он начинает понимать не только то, что стулья его не слушаются - но и то, что есть люди, которых они "слушаются". Эти люди - почти боги! - взрослые. Взрослые умеют всё. Любой из них с лёгкостью передвигает стул, который малышу приходится обползать в течение получаса. По сравнению с взрослыми ребёнок явно неполноценен - и он начинает с досадой это понимать.

Таким образом, в строгом психологическом смысле, абсолютно все люди несут в себе чувство неполноценности, - просто уже по одному тому, что все когда-то были детьми. Но чувство неполноценности - неприятное чувство. С ним жить неуютно и хочется от него избавиться. Напрашивается вопрос: бывают ли люди, полностью избавившиеся от чувства неполноценности? Люди, всегда абсолютно уверенные в себе, никогда не испытывающие ни тени сомнений и чётко знающие, что они - лучше всех? Бывают. Такие люди называют себя Наполеонами и живут в неуютных комнатках с мягкими стенами... Их диагноз - паранойя и бред величия.

В норме же приглушению чувства неполноценности способствуют жизненный успех и признание других людей. Достижение успеха и признания - наиболее разумный и целесообразный путь борьбы с чувством неполноценности. Тут мы опять возвращаемся к проблеме любви и привязанности: люди, недополучившие в детстве любви, всю жизнь испытывают повышенный уровень тревожности по поводу своих способностей, называемый в психологии комплексом неполноценности. Это ещё не аномалия - но и приятной жизнь с сильным чувством неполноценности не назовёшь. С другой стороны, чувство неполноценности, если оно не слишком велико, - нормальное чувство. Оно не только свойственно обычным людям, но и приводит к таким полезным результатам, как самосовершенствование и личностный рост. Так что всё дело - в пропорциях...

О свободе личности
Многое в BDSM базируется на принципах ограничения свободы: Bondage заключается в ограничении физической свободы, Discipline - в ограничении свободы поведения...

С точки зрения психологии представляется вполне оправданным, что BDSM получил особенное распространение в условиях демократии, сделавшей абсолютную свободу личности своим недостижимым идеалом. Свобода личности - палка о двух концах: свободен ли любящий по отношению к объекту своей любви? Само по себе слово "привязанность" уже подразумевает несвободу, а ведь и любовь, и привязанность, как уже показано в предыдущих главах, - чувства, к которым стремится каждый человек. То есть демократия с её иногда преувеличенным культом личной свободы затрудняет слияние человека с миром, с обществом, с другими людьми. В случае обострённого чувства неполноценности это приводит к душевным мукам, иногда - к неврозу.

Когда человек чувствует себя "свободным" в негативном смысле, т.е. одиноким и стоящим перед лицом чужого враждебного мира, тогда нет у него заботы мучительнее, чем отыскать того, кому можно было бы передать этот дар свободы. Испуганный индивид ищет кого-нибудь или что-нибудь, с чем он мог бы слиться, связать свою личность. Он не в состоянии больше быть свободным и самодостаточным, и лихорадочно пытается вновь обрести уверенность, сбросив с себя бремя своего "я", своей свободы.

Это является причиной обращения людей к религии: можно ли вообразить нечто более доминантное, более ограничивающее свободу, чем Бог? Бог всё видит, обо всём знает, контролирует любое побуждение верующего. При этом, конечно, и религия подразумевает некоторую свободу - но только в жёстких рамках, которые ею же самой и установлены. Любовь к Богу выступает заменителем нормальной человеческой любви.

Аналогичен механизм возникновения диктатур, и вообще авторитарных политических режимов. Индивид находит некоторую уверенность уже за счёт своего единства с миллионами других, разделяющих те же чувства. В этом случае замещением обычной человеческой привязанности становится любовь к "отцу народов" или фюреру...

Единство и борьба противоположностей: роль Темы в решении внутренних конфликтов
Тематическое cтремление к подчинению и ограничению свободы, как и религия, и диктатура, есть следствие тревожности человека, связанной с чувством неполноценности.

Саб ищет подчинения той личности, которую он ощущает подавляюще сильной - Дому. Это ощущение может быть основано не только на действительной силе Дома, но и на убеждённости саба в собственной слабости и ничтожности. Именно так он пытается избавиться от присущего всем людям беспокойства: пока человек разрывается между стремлением быть сильным и независимым, и чувством собственной неполноценности и бессилия, - он находится в состоянии внутреннего конфликта. Но можно спастись от этого конфликта, если удастся обратить свою личность в ничто, и не осознавать себя больше самостоятельным индивидом. "Если меня связали, если мной управляют, - то я уже ни за что не отвечаю, за всё отвечает Дом" - приблизительно такие рассуждения снимают необходимость быть сильным и независимым. При этом, разумеется, исчезает и конфликт "необходимости быть сильным" с чувством слабости и неполноценности.

На первый взгляд кажется, что Дом в этой ситуации представляет собой личность гармоничную и самодостаточную. Но в общем случае и это не так. Вовсе не всегда Дом представляет собой гармоничную личность. Чаще он столь же сильно нуждается в своём объекте, как саб - в своём. В случае саба - "Я растворяюсь во внешней силе, и меня больше нет". В случае Дома - "Я разрастаюсь за счёт включения в себя другого человека, приобретая при этом силу и уверенность, которой не было". Стремление к симбиозу с кем-либо другим всегда вызывается внутренними конфликтами, неспособностью выдержать одиночество своего внутреннего "я".

Это утверждение кажется чересчур сильным. В конце концов, всеобщее равенство - это недостижимая мечта коммунистов. Во многих видах человеческих отношений неравенство не только имеет место, но и является самой основой этих отношений. Например, отношения между профессором и студентом основаны на превосходстве первого над вторым, как и отношения Дома и саба. Но динамика власти в этих отношениях различна. Чем лучше студент учится, тем меньше разрыв между ним и профессором; иными словами, отношение "власть - подчинение" постепенно себя изживает, и это происходит стараниями самого профессора. Когда же власть служит единственной основой отношений, то со временем дистанция становится только больше и больше.

С точки зрения подчинённого ситуация тоже различна: в первом случае авторитет - это не только власть, но и пример, которым восхищаются, с которым хочется себя отождествить. Во втором случае, если роли постоянны, об отождествлении и речи быть не может. Тогда восхищение саба своим Домом выполняет скорее защитную функцию: в самом деле, если Дом так удивителен и прекрасен, то мне нечего стыдиться моего подчинённого положения. Я не могу с ним равняться, потому что он настолько умнее, сильнее, лучше меня...

В этом нет ничего плохого, если Дом действительно в чём-то превосходит саба. Проблема в том, что этот механизм срабатывает всегда, даже тогда, когда Дом саба ни в чём не превосходит. И тогда принятая роль начинает довлеть над человеком, и становится всё равно, кому подчиняться - лишь бы подчиняться...

 

BDSM - вариант нормы или психическое отклонение?

 

Термин "психическая норма" (или психическое здоровье) может быть определён двумя способами.

С точки зрения общества человека можно назвать нормальным, если он способен в совершенстве играть социальную роль, отведённую ему в этом обществе. Более конкретно - если человек способен выполнять какую-то необходимую данному обществу работу и быть способным принимать участие в воспроизводстве общества - создавать семью, зачинать и воспитывать детей.

С точки зрения самого индивида его психическое здоровье можно определить как максимум развития и счастья самого индивида.

Если бы структура общества предлагала наилучшие возможности для счастья человека, то обе точки зрения должны были бы совпасть. Но нет в жизни совершенства... Поэтому человек устраивается как может, мирясь с одними внутренними конфликтами, изживая другие и поддаваясь третьим.

Пока тяжесть внутренних конфликтов человека, которые явились причиной его BDSM-заинтересованности, не мешает его социализации и не приводит к остановке личностного развития и ощущению несчастья, - до тех пор нет причин говорить о психических отклонениях. Внутренним конфликтам (с разной степенью тяжести) подвержены абсолютно все люди. Полное избавление от внутренних конфликтов может быть достигнуто только фронтальной лоботомией. Когда есть сознание - в нём есть и конфликты.

Если же внутренний конфликт делает человека перманентно несчастным, если он испытывает затруднения в исполнении своих социальных ролей, то ему лучше обратиться за врачебной помощью независимо от пребывания в Теме. В этом случае Тема, возможно, и является симптомом, но уж никак не причиной...


"Мир здоровый болен своим здоровьем,
опасно болен.
А отклонения, негатив, - поиск
других видов здоровья, опасный поиск.
Не знаю ещё, что такое истинная,
безусловная, не административная норма.
Люди, кажущиеся нормальными мне -
как раз те, кто сомневается
в своей нормальности, не в чужой..."

В. Леви, "Искусство быть собой"

 

Список использованной литературы:

1. А. Адлер "Индивидуальная психология"
2. К. Хорни "Наши внутренние конфликты"
3. Э. Фромм "Бегство от свободы"
4. Э. Фромм "Здоровое общество"
5. Р. Бэрон "Агрессия"
6. К. Лоренц "Агрессия (так называемое "зло")"
6. К. Протопопов "Трактат о любви, как её понимает жуткий зануда"
7. Альберт Л. Ленинджер "Основы биохимии", т.3